Оглавление.
Часть I. В области реформ партии:
А) Изменения состава партии;
Б) Восстановление ленинского режима;
В) Методы организационного строительства;
Г) Борьба с бюрократизмом партии.
[Часть] II. В области правового и материального положения рабочего класса:
А) Восстановление профсоюзной организации;
Б) Борьба с бюрократическими извращениями в госаппарате и госхозяйстве;
В) Реформа организации труда;
Г) Реформа охраны труда, улучшение материального положения рабочего.
[Часть] III. В области реформы государства.
А) Восстановление советской демократии;
Б) Реорганизация исполнительных органов;
В) Реорганизация оборонительных и охранных функций госаппатрата;
Г) Реорганизация контроля за госаппаратом.
[Часть] IV. В области госхозяйства:
А) Темпы хозяйственного развития;
Б) Связь с мировым хозяйством;
В) Финансовая политика;
Г) Перестройка экономической политики.
[Часть] V. В области сельского хозяйства и крестьянской политики:
А) Изменение классовой линии в деревне;
Б) Реорганизация сельскохозяйственного производства;
В) Регулирование взаимоотношений государственного хозяйства с крестьянским хозяйством;
Программа практических предложений
Часть 1
В области реформы партии ленинская оппозиция отстаивает следующие требования:
Проведение реформы упирается, прежде всего, в задачу восстановления партии как пролетарского авангарда.
Восстановление партии означает возвращение ей роли основного стержня пролетарской диктатуры. Для этого необходимо «отнять у узурпаторского аппарата узурпированную им власть» (Л. Троцкий).
Отсюда и возникают нижеследующие конкретные задачи реформ:
А. Изменение состава партии:
1. Провести ликвидацию двусоставности партии путём: а) отсечения элементов партии контрреволюционного переворота и б) чистки от карьеристских бюрократических элементов, от всех явных и скрытых агентов классового врага.
2. Произвести тщательный отбор лучших элементов рабочего класса, беззаветно преданных делу революции, и сконцентрировать все его активные, политически сознательные элементы в партии.
3. Впредь регулировать приём в партию, прекратить всякий дальнейший доступ в неё интеллигентских и вообще непролетарских элементов и в максимальной степени сократить численный состав партии.
Б. Восстановление ленинского режима.
1. Вернуть партии её основные функции:
а) предварительного обсуждения и решения всех вопросов серьёзного политического значения в низовых ячейках организации до их внесения на съезды и конференции и до последующей их передачи на исполнение центральному и местному комитетам.
б) Права выражения недоверия и критики политической линии и всех действий исполнительных органов партии, ибо «без свободы обсуждения и критики пролетариат не признает единства действия» (Ленин).
в) Действительного контроля партийной массы над поведением уполномоченных партии во всех исполнительных её органах снизу доверху.
г) Права свободного выбора и смещения всех должностных лиц партии по инициативе самих низовых организаций и отдельных членов партии.
2. Для обеспечения нормального режима в партии провести следующие меры:
а) Упразднить все внесённые на последних сталинских съездах ухудшения партийного устава, ликвидирующие партийную демократию.
б) Запретить и строго преследовать какие бы то ни было антипартийные репрессии против членов партии, выступающих с критикой политической линии руководящих и исполнительных органов партии.
в) Исключение из партии по политическим мотивам применять только по отношению к тем членам партии или организациям, которые явно порывают с программой партии или нарушают принцип единства действий.
г) Исключение отдельных членов партии допускать исключительно через постановление местных организаций (по утверждению высшими инстанциями). Раскассирование1 или исключение целых организаций или их комитетов в случае поддержки ими антипартийных тенденций производить только по постановлениям соответствующих партконференций с правом обжалования вплоть до всесоюзного съезда.
д) Вернуть контрольным комиссиям их контрольные функции над парткомитетами с предоставлением им возможности, «невзирая на лица» (Ленин), вмешиваться в работу всех исполнительных органов партии вплоть до ЦК и Политбюро.
3. В порядке выправления партрежима установить следующие основные нормы, регулирующие порядок обсуждения и решения важнейших вопросов парторганизации:
а) В соответствии с ленинскими оргпринципами предусмотреть, что выборы делегатов на съезды и конференции «производить только после предварительной дискуссии по спорным вопросам», чтобы высшие органы партии «действительно могли знать сознательное мнение всей массы партчленов и могли, следовательно, руководить не вслепую, а опираться на полное уяснение вопроса массы» (Ленин).
б) На съездах и конференциях обеспечить уставным порядком подавляющее большинство рабочим, связанным с производством, а ответственным работникам, партагитаторам решающего голоса не предоставлять, если они не избраны организованной ячейкой, к которой прикреплены.
в) При решении всех сколько-нибудь серьёзных принципиальных вопросов и при выборах должностных лиц во всех партинстанциях установить систему тайного голосования.
В. Методы организационного строительства.
1. В целях восстановления системы демократического централизма, [который] «резко отличается, с одной стороны, от бюрократического централизма, с другой стороны, — от анархизма» (Ленин):
— необходимо в организационной работе партии дать возможность беспрепятственного развития местных особенностей, местной инициативы и разнообразных путей, приёмов и средств движения к общей цели, ибо «единство в основном, коренном и существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, приёмах и способах осуществления контроля» (Ленин).
2. Для стимулирования инициативы снизу, со стороны партийных масс:
— Необходимо восстановить нормальную автономию низовых организаций партии и «прекратить вмешательство высших органов в состав и функционирование демократически построенных местных организаций», а тем более – ликвидировать бюрократическую систему назначения и «пересадки» секретарей и целых парткомитетов.
Г. Борьба с бюрократизмом в партии.
В целях осуществления в партии общественных и материальных гарантий для предохранения верхушки партии от бюрократического перерождения:
а) Провести ликвидацию касты партийцев, специализировавшихся на руководящей, выборной и невыборной административной работе, путём установления периодической смены всех должностных лиц партии и её уполномоченных в соваппарате и возвращения их на достаточно продолжительный срок для работы по профессии; при этом предусмотреть различную продолжительность работы на различных должностях: 1) Для работников РКИ, судебных органов, милиции, ГПУ, коммунальных учреждений, кооперативов, налоговых аппаратов и т.д. — установить более короткие сроки, например, от 6 месяцев до года.
2) Для работников хозяйственных учреждений (тресты, совхозы, объединения и т.д) в соответствии с более сложным характером их работы, требующим продолжительного с ней ознакомления, — увеличить эти сроки до 2-3 лет.
б) Взять твёрдый курс на установление равенства и оплаты труда внутри партии, с одной стороны, и между партийцами и беспартийными рабочими, с другой. Детальная разработка всех мероприятий в этом направлении должна быть проведена в гласном порядке и в тесном контакте с самими рабочими массами.
в) Все должностные лица партийного и сов[етского] аппарата должны получать плату, соответствующую средней заработной плате рабочего, без права на получение каких-либо сверхурочных и премиальных вознаграждений, нагрузок и проч[его].
Часть II.
В области правового и материального положения рабочего класса ленинская оппозиция отстаивает следующие требования:
Основной задачей в области улучшения положения рабочего класса является возвращение профсоюзам их роли в государстве, в управлении хозяйством, в организации труда и в защите интересов рабочего класса, тогда как в настоящее время они выполняют ублюдочную роль «вспомогательных органов бюрократии».
Выполнение этой задачи возможно при соблюдении следующих условий:
А. Восстановление профсоюзной демократии.
1. Свою работу профсоюзы должны выполнять, опираясь на самую широкую действительную, а не показную рабочую демократию: выборность, полную гласность, подотчётность и ответственность во всех звеньях организации, тайное голосование в индустриальных профсоюзах.
2. При этом необходимо:
а) С корнем вырвать центристскую практику снятия выборных членов профсоюзной организаций за внутрипартийные разногласия;
б) Обеспечить известные права рабкоров и строжайше карать тех, кто их преследует за разоблачения;
в) Внести в уголовный кодекс статью, карающую «как тяжёлое преступление всякое прямое или косвенное, открытое или замаскированное гонение на рабочего за критику, за самостоятельное предложение, за голосование» (Платформа большевиков-ленинцев).
3. «На съездах производственных союзов (вплоть до всесоюзных), во всех выборных организациях профсоюзов вплоть до ВЦСПС должно быть обеспечено большинство за рабочими, непосредственно занятыми в производстве. Увеличить процент беспартийных в этих органах так, чтобы они составляли не менее 1/3. Регулярное отправление на предприятие для производственной работы известной части работников аппарата профсоюзов. Большее применение неоплачиваемого труда на профсоюзной работе, большее применение принципа добровольчества, большее привлечение к этому рабочих от станка (Платформа большевиков-ленинцев).
Б. Борьба с бюрократическими извращениями в госаппарате и в госхозяйстве.
1. Отменить разукрупнение профсоюзов, проведённое центристским руководством, как отдаляющее и затрудняющее приближение к конечной цели — «фактическому сосредоточению в своих руках всего управления народным хозяйством как единым хозяйственным целым» (Программа ВКП).
Для успешной подготовки к осуществлению указанной цели восстановить крупные производственные объединения по действительному, а не показному соглашению, с которыми должны формировать органы управления промышленностью.
2. Предоставить профсоюзам действительную возможность применять все находящиеся в их распоряжении средства борьбы за ограждение правовых и материальных интересов рабочей массы. И в той степени, в какой рецидивы бюрократических покушений на те или иные завоевания пролетариата будут неизбежно повторяться (хотя при благоприятных условиях с ослабевающей силой), профсоюзам придётся прибегать к самым даже крайним мерам воздействия на неисправимых бюрократов, вплоть до стачек.
«По вопросу о стачках на государственных предприятиях остаётся в силе решение XI съезда партии, проведённое Лениным» (Платформа большевиков-ленинцев).
3. Оживить работу низовых ячеек профсоюзов и их исполнительных органов — фабзавкомов, восстановив в полном объёме значение рабочего контроля над деятельностью администрации предприятий.
4. Создать подлинную повседневную связь между РКИ и профсоюзами, наладив участие последних в организации массового контроля за работой госаппарата во всех его отраслях и звеньях.
В. Реформа организации труда
1. Основной задачей в области организации труда является переход от применяемых центристским руководством методов, принципиально не отличающихся от частнохозяйственной системы, «к более высокому типу общественной организации труда по сравнению с капитализмом» (Ленин).
2. В порядке выполнения этой задачи необходимо, в первую очередь, отменить все внесённые после 1925 года «разъяснения» и «дополнения» в Кодекс законов о труде, ухудшающие правовое и материальное положение рабочих, и восстановить его в том виде, как он был разработан при Ленине, приняв меры к дальнейшему его улучшению в интересах пролетариата.
3. Восстановить колдоговор на базе решений XI съезда РКП(б):
А) Колдоговор должен обсуждаться на собраниях всех рабочих при обеспечении им возможности активного и свободного участия в обсуждении.
Б) Колдоговор должен заключать гарантии от сокращения рабочих и служащих данного состава на всё время действия договора (экстренные изъятия из этого правила оговариваются особо).
4. «Необходимо обеспечить полную независимость фабзавкомов от администрации; приём и уважение рабочих, перевод рабочих с одной работы на другую, на срок не свыше 2-х недель — всё это должно проводиться со своевременным уведомлением завкома. Бороться против злоупотреблений в этой области, используя своё право обжаловать решения администрации в соответствующих профсоюзах и конфликтных инстанциях» (Платформа большевиков-ленинцев).
5. Устранить проведённое фактически удлинение 7-8-часового рабочего дня (а во вредных производствах — 6-часового рабочего дня), прикрываемое различными формами принудительного ударничества, запретить ночной труд женщин и подростков.
6. Перевести практику социалистического cоревнования, превратившуюся ныне в один из методов административного насилия над рабочими, на рельсы «подлинно-сознательной, добровольной, беззаветно героической работы простых тружеников» (Ленин).
7. Взять курс на проведение рекомендованной программой ВК(б) «поощрительной системы вознаграждения за повышение производительности труда» вместо применяемой ныне в качестве основной системы оплаты труда потогонной индивидуальной и звеньевой сдельщины, противоречащей социалистическим методам организации труда.
8. “Расширить практику контрольных комиссий производственных совещаний для наблюдения за проведением в жизнь решений производственных совещаний и для проверки ограждения при этом интересов рабочих» (Платформа большевиков-ленинцев).
9. В основу норм выработки положить принцип равнения на среднего рабочего, а не на лучшего ударника.
10. Поставить работу Т.Н.Б.2 под тщательный и постоянный контроль профсоюзов, не допуская никаких изменений норм выработки и расценок после заключения колдоговора.
11. Отменить предоставленное хозорганам XV-ым съездом ВКП право на принудительный арбитраж.
12. Отменить решение XVII партконференции о техническом нормировании как противоречащее действительно социалистическим принципам организации труда.
Г. Реформа охраны труда.
1. Проводить систематическое увеличение ассигнований средств на технику безопасности. Вести жестокую борьбу за реализацию этих средств по прямому назначению. Усилить инспекторский надзор за выполнением всех требований охраны труда, привлекая к судебной ответственности виновных в нарушениях. Организовать на предприятиях контроль рабочих масс за осуществлением всех мероприятий по охране труда.
2. Усилить лечебную помощь рабочим путём расширения сети амбулаторий, больниц, домов отдыха, санаториев и курортов; установить дополнительные отпуска больным рабочим; по мере роста производительных сил страны держать курс на предоставление дополнительных отпусков всем рабочим.
Д. Улучшение материального положения рабочих масс.
1. По мере роста экономической базы пролетарской диктатуры держать курс на систематическое и постоянное повышение жизненного уровня рабочего класса.
2. Устранить бюрократический подход к рационализации с точки зрения, в первую очередь, форсирования интенсивности труда (под видом повышения производительности труда). Проводить рационализацию в неразрывной связи с развёртыванием промышленности и на основе введения новой техники.
3. Осуществить немедленное повышение реальной зарплаты, приведя её на первое время в соответствие с достигнутым в данный момент уровнем производительности труда. Для этого выделить соответствующие фонды из всех отраслей государства.
4. В дальнейшем повышать зарплату наряду и одновременно с ростом производительности труда, не допуская никакого отставания первой от второй.
5. Устранить большие разрывы в зарплате разных групп рабочих путём систематического подтягивания низкооплачиваемых категорий, но, безусловно, не за счёт высокооплачиваемых, учитывая неизбежную разницу квалификации.
6. В отношении оплаты труда работниц провести принцип: за равный труд — равная плата. Одновременно принять меры к систематическому повышению квалификации женского труда.
7. Запретить снижение зарплаты подросткам. Принять все меры к оздоровлению их условий труда.
8. В связи с необходимым отступлением с позиций авантюризма и неизбежным на первое время усилением безработицы — ныне скрытой в виде неучитываемой текучести — восстановить фонд пособий по безработице, исчисляя эти пособия в соответствии со средней зарплатой [в] данной местности.
9. Отменить всякие постановления, позволяющие под разными предлогами снимать безработных с биржи труда.
10. Разработать планы общественных работ для использования труда безработных в интересах хозяйственного и культурного развития страны.
11. Установить размеры соцстрахования по действительной в нём потребности. Вести жестокую борьбу с фактической невыплатой взносов, практикуемой хозяйственными предприятиями. Отменить расходование средств страховых фондов на нужды общегосударственного здравоохранения.
12. Взять решительный курс на систематическое улучшение жилищных условий для рабочего класса путём действительно непрерывного увеличения капитальных вложений в жилищное строительство.
13. Не допускать улучшения за счёт рабочих квартирного положения бюрократии и непролетарских элементов населения. В распределении жилищного фонда проводить твёрдую классовую политику, держа курс на доведение нормы душевого пользования жилищем до 7 лет.
14. Ни в коем случае не допускать выселения сокращаемых и увольняемых рабочих из занимаемых ими жилищ. Оговорить это в колдоговорах, с указанием сроков пользования жилплощадью.
15. Принять все меры для поднятия на должную высоту работы жилищной кооперации, наряду с чем, путём дифференциации паевых взносов, сделать её доступной для низкооплачиваемых категорий рабочих.
16. Наряду со всеми мероприятиями, преследующими задачу подлинного динамического роста всего народного хозяйства, в интересах поднятия жизненного уровня рабочей массы решительно бороться за улучшение дела рабочего снабжения с целью обеспечить трудящимся массам соответствующую их действительным потребностям норму потребления всех продуктов и промтоваров.
17. Коренным образом реорганизовать снабженческо-распределительный аппарат, ликвидировав широко практикующиеся в нём злоупотребления и хищения и подчинив его действительно массовому контролю со стороны трудящихся.
Часть III.
В области реформы государства ленинская оппозиция отстаивает следующие требования:
Задача восстановления пролетарской диктатуры в полном объёме сводится в основном к передаче всей полноты власти массовым рабочим организациям (советам) и к коренной реорганизации ныне всевластного исполнительного аппарата, который должен быть превращён в технический орган по исполнению решений полновластных классовых организаций пролетариата.
Следовательно, задача заключается не только в борьбе с бюрократическими извращениями, но [и] в восстановлении узурпированных бюрократией у рабочего класса прав управления государством, что должно проводиться путём следующих частных мероприятий:
А. Восстановление советской демократии.
1. Перевести всю работу советов на основу подлинной рабочей демократии, для чего, в первую очередь:
а) Восстановить прежние сроки перевыборов советских исполнительных органов (съезды советов — не реже раза в год и т.д.)
б) Установить тайное голосование при выборах делегатов от рабочих во все советские инстанции.
в) Осуществить на деле принцип сменяемости всех избираемых депутатов до истечения срока их полномочий, по требованию избирателей.
2. Все отрасли государственного управления должны быть гласными и доступными контролю трудящихся. При этом в вопросах, подлежащих необходимой конспирации (связанной с наличием международного капиталистического окружения и с действиями внутренней контрреволюции), должна соблюдаться подотчётность авторитетным, избираемым съездами советов коллегиям.
3. Поскольку реальное участие масс в управлении государством осуществимо только при организованной самостоятельности рабочих и трудящихся, профсоюзы должны являться опорой Советов в городе, а союзы бедноты — в деревне.
4. Восстановление нормальной работы советов должно сопровождаться следующими частными мероприятиями, расширяющими советскую демократию:
а) Реорганизация комиссариатов в отделы советов, т.е. превращение административного аппарата в действительно выборные самодеятельные органы, связанные с массами.
б) Восстановление и расширение системы беспартийных рабочих и крестьянских конференций, игравших большую организующую роль в первый период советской власти.
в) Введение системы советского референдума по важнейшим вопросам государственного и местного значения.
Б. Реорганизация исполнительных органов.
1. Если сочетание полного демократизма в стадии обсуждения и решения вопросов со строгой дисциплиной в стадии исполнения принятых решений является нормальной основой пролетарской общественной власти, то это вовсе не устраняет, а, наоборот, предполагает необходимость реорганизации исполнительного аппарата в целях постепенного приближения к осуществлению намеченной задачи замены «специфического начальствования государственных чиновников» простыми функциями «надсмотрщиков и бухгалтеров», доступными рядовому рабочему (Ленин).
2. В целях широкого вовлечения всех трудящихся в дело управления, чтобы постепенно превратить все административные функции в общественную нагрузку, — ленинская оппозиция предлагает разработать ряд мероприятий, облегчающих выполнение этой задачи, и в том числе приступить к подготовке необходимых материально-технических условий для скорейшего перехода от 7-8-мичасового рабочего дня к 6-тичасовому (согласно программе партии).
3. Управленческие аппараты должны быть лишены всяких прав и возможностей применения репрессий к трудящимся, помимо суда:
а) увольнения и перемещения могут проводиться только по постановлениям профсоюзов и по решениям суда;
б) должны быть ликвидированы всякие права администрации на производство каких бы то ни было удержаний или вычетов из зарплаты рабочих и служащих, кроме как по судебным решениям (алименты и т.д.);
в) должна быть установлена уголовная ответственность за всякое нарушение со стороны аппарата рабочей демократии и права критики, за приклеивание ярлыков и уклонов, за угрозы по отношению к трудящимся и т.д.
4. Одним из первых мероприятий по реорганизации исполнительного механизма власти должно являться резкое (в несколько раз) сокращение всех аппаратов.
Руководящей линией в этом вопросе должно быть следующее положение Ленина: «Мы должны изгнать из него все следы излишеств, которых в нём так много осталось от царской России, от ее бюрократически-капиталистического аппарата».
С этой целью, прежде всего, должны быть уничтожены всякие привилегии бюрократии, должна быть установлена система мероприятий для «полного устранения карьеризма» (Ленин), ибо действительное повышение политической самодеятельности пролетариата «немыслимо без борьбы против чрезмерных привилегий отдельных групп и слоёв, против весьма большого неравенства жизненных условий и раньше всего – против громадных преимуществ и привилегий бюрократии» («Пробл[емы] разв[ития] СССР»).
5. В работе самих исполнительных аппаратов должна быть введена система сочетания коллегиальности в решении с единоличной ответственностью за исполнение, согласно следующему указанию Ленина: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в сов[етских] учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из состоящих на любой советской должности лиц за выполнение определённых, ясно и недвусмысленно очерченных заданий и практических работ».
6. Во всей системе исполнительных органов сверху донизу должен быть устранён бюрократический порядок управления через назначенных сверху чиновников, который Ленин называл в своё время (по отношению к Керенщине) «в корне фальшивой, недемократической, цезаристской или бланкистской авантюрой».
В. Реорганизация оборонительных и охранных функций госаппарата.
1. Из управленческих аппаратов, в частности, наибольшему вниманию трудящихся должны быть подвергнуты органы репрессий.
Их реорганизация должна проводиться по линии восстановления революционной законности.
Это означает прежде всего:
а) ликвидацию негласного порядка репрессий против трудящихся;
б) установление такого порядка, что рабочие и члены профсоюзов могут быть арестованы только с ведома профсоюзов;
в) аресты рабочих и членов партии по политическим делам должны допускаться только по постановлениям Нар[одного] суда с участием избранных рабочих заседателей [и] с последующей санкцией рабочих или парт[ийных] собраний;
г) судиться арестованные рабочие должны гласным судом с участием рабочей общественности.
2. Органы политической охраны в лице ГПУ должны быть реорганизованы на основе действительного орабочения их состава и чистки от разложившихся бюрократических и контрреволюционных агентов.
Эти органы должны быть подчинены постоянному контролю со стороны рабочей общественности, в частности — РКИ, и подотчётны съездам советов.
3. Армия и милиция должны быть реорганизованы в направлении наибольшей связи с массовыми рабочими организациями.
Отвергая утопический лозунг уничтожения постоянной армии (при наличии капиталистического окружения), ленинская оппозиция, вместе с тем, отстаивает необходимость реформы Красной армии по линии следующих мероприятий:
а) усиление рабочего ядра в армии и чистка её (в особенности, командного состава) от кулацких и преторианско-бюрократических элементов;
б) уничтожения резко выявившегося за последнее время деления армии на различные касты (по уровню жизни, правам и пр.);
в) вооружения рабочих и обучения их военному делу по месту работы. И для этой цели — восстановления ЧОНа как самостоятельной военной организации рабочих и партийцев, не оторванных от производства;
г) подготовки инструкторского и командного состава из рабочих, совмещающих обучение допризывников с постоянной работой на заводе;
д) концентрации территориальных сборов вокруг основного рабочего ядра и прикрепления их к заводам;
е) восстановления контроля за армией со стороны местных советов и усиления роли военных секций Советов во внутренней работе армий.
Г. Реорганизация контроля за госаппаратом.
Реорганизация госаппарата может иметь реальное значение лишь в том случае, если будет поставлена на надлежащую высоту работа контрольных органов [в] соответствии с планами Ленина: «Мы должны сделать Рабкрин, как орган улучшения нашего госаппарата, действительно образцовым учреждением».
Для этого: а) должны быть восстановлены права беспартийных рабоче-крестьянских конференций в отношении выборов инспекторов РКИ;
б) однако основная работа РКИ должна разворачиваться не по линии увеличения штата её сотрудников, а в направлении более широкой активизации рабочих масс, по линии превращения инспекторов РКИ в организаторов широкого массового контроля;
в) все области работы госаппарата, особенно в области репрессий, должны быть подчинены действительному контролю РКИ и нар[одного] суда;
г) РКИ должна стать орудием не только улучшения госаппарата, но и его перестройки с тем, чтобы постепенно области управления как функции особых аппаратов всё больше превращались в функции общественные;
д) вся работа обновлённой РКИ должна строиться в плане постепенного орабочивания госаппарата, путём привлечения всей рабочей массы сначала к контролю за госаппаратом, а затем и к постепенному участию в самой его работе.
Часть IV.
В области госхозяйства ленинская оппозиция отстаивает следующие требования:
Исходным пунктом реформы экономической политики и перевода её на подлинно социалистические рельсы является отказ от неверной перспективы изолированного самодовлеющего национального хозяйственного развития, вытекающей из теории социализма в одной стране, которая является «источником практических ошибок, создающих или усугубляющих кризисы» («Проблемы развития СССР»).
Эта основная установка влечёт за собой необходимость отказа от авантюристических планов промышленного строительства, основанных на «игнорировании вопроса о материальном положении и политическом построении пролетариата», на «методах голого командования и административного нажима» («Проблемы развития СССР»).
В качестве основных задач хозяйственной политики ленинская оппозиция выдвигает:
а) поворот в сторону перераспределения национального дохода в пользу пролетариата и — на этой почве — действительно систематическое улучшение материальных и культурных условий и увеличение фонда потребления трудящихся масс города и деревни;
б) смыкание ножниц промышленных и сельскохозяйственных цен, т.е. обеспечение смычки с крестьянством («Проблемы развития СССР»).
А. Темпы хозяйственного развития.
1. Нашим основным лозунгом в области экономической политики остаётся по-прежнему лозунг высоких темпов индустриализации. Но темпы социалистического строительства должны быть ориентированы не на утопическую цель построения полного социалистического общества в национальных рамках под углом зрения «недостающих» для самостоятельности новых отраслей промышленности, а укрепление экономической базы диктатуры и систематическое улучшение положения рабочего класса и деревенской бедноты.
2. Отказываясь от авантюристических «максимальных» темпов и требуя отступления от них, ленинская оппозиция считает необходимым ориентироваться на оптимальные темпы, становящиеся тем более быстрыми, чем больше будет для этого создаваться материальных и социально-политических ресурсов. При правильной политике эти темпы могут скоро обогнать те темпы, которые сегодня дают центристы не в своих бумажных плакатах, а в действительности.
3. В качестве важнейшего критерия правильности взятых темпов индустриализации и успешности проводимых хозяйственных мероприятий может служить только линия на смыкание между мировыми и внутренними ценами (на основе стабилизации червонца).
Б. Связь с мировым хозяйством.
1. Ввиду отказа от установки на построение независимого самодовлеющего национального хозяйства — изменить структуру экспорта-импорта в интересах упорядочения всего госхозяйства и внутреннего рынка.
2. Взять линию на мобилизацию ресурсов мирового хозяйства и на действительное использование в интересах социалистического развития преимуществ монополии внешней торговли на основе включения СССР в систему мирового разделения труда.
3. Превратить лозунг экономического сотрудничества с капиталистическими странами в актуальнейший лозунг единого рабочего фронта и мобилизации рабочих и безработных масс за границей.
В. Финансовая политика.
1. Оздоровить финансы путём жёсткого сокращения непроизводительных расходов и путём стабилизации червонца, который «ещё в течение долгого времени будет оставаться, наряду с плановым принципом, элементом хозяйственного регулирования».
2. Взять твёрдый курс на решительное сокращение косвенного и прямого обложения пролетариата, на ликвидацию принудительных изъятий из его бюджета, производимых под видом «добровольных» займов.
Г. Перестройка экономической политики.
1. В связи с ликвидацией бюрократических методов управления хозяйством произвести радикальное сокращение всех хозяйственных аппаратов и перевести излишних служащих на производительный труд.
2. Установить линию на приближение пролетариата к управлению производством и, в соответствии с ростом культурности и накопленного опыта, — к постепенному превращению профсоюзов в органы управления всем народным хозяйством.
3. Ликвидировать применяемую ныне в промышленности систему так называемого хозрасчёта, на деле способствующую росту бюрократической бесхозяйственности, злоупотреблений заводской администрации и усилению эксплуатации рабочих. Взамен взять курс на оздоровляющую производство борьбу за качество продукции методами общественного и рабочего контроля. Усилить для этой цели работу производственных совещаний на основе проведения подлинно пролетарской самокритики.
4. Основной задачей хозяйственной политики на ближайший период объявить плановое преодоление диспропорции внутри народного хозяйства:
а) между промышленностью и сельским хозяйством;
б) между добывающей и обрабатывающей промышленностью;
в) между промышленностью и энергетическим хозяйством;
г) между всем народным хозяйством и транспортом;
д) между различными отраслями промышленности и внутри каждой отрасли между отдельными её частями.
5. Произвести пересмотр объектов капитального строительства, а также их размещения под углом зрения ликвидации перечисленных выше диспропорций и с обязательным учётом планового использования мирового рынка, а также с целью максимальной концентрации затрат и резкого сокращения количества омертвлённых капиталов, накопившихся в результате беспланового хаотического распыления средств по всему фронту капитального строительства.
6. В связи с этим поставить на временную реставрацию нерентабельных строек и те действующие предприятия, эксплуатация которых является в настоящее время дефицитной и служит фактором дальнейшего углубления диспропорций.
7. Произвести некоторое перераспределение капитальных вложений от промышленности, производящей средства производства, к промышленности, производящей средства потребления, в размерах, необходимых для минимального утоления товарного голода и удовлетворения жизненных потребностей трудящихся масс.
8. Борьбу за качество нового промышленного строительства поставить на первом плане. В связи с этим организовать новые стройки только в точном соответствии с наличием технических кадров и стройматериалов.
9. В дальнейшем держать курс на неуклонное повышение темпов нового строительства в соответствии с увеличением ресурсов, но строго руководствуясь ленинским принципом: лучше меньше, да лучше.
10. В отношении действующей промышленности взять линию на:
а) установление подлинно планового хозяйства, чуждого бюрократических попыток перевыполнять соответственные планы и форсировать производство путём перенапряжения хозяйственных возможностей;
б) прекращение хищнического использования живой рабочей силы, недр и основного капитала;
в) ликвидацию разрыва между износом старого основного капитала и введением нового путём увеличения амортизационных отчислений в размерах действительной потребности;
г) введение во всей промышленности планово-предупредительного ремонта;
д) установление твёрдого и реального промфинплана на каждом предприятии и ликвидацию гонки за количественным перевыполнением заданий, столь тяжело отражающейся на состоянии оборудования и на качестве продукции.
Часть V.
В области сельского хозяйства и крестьянской политики ленинская оппозиция отстаивает следующие требования.
Основной задачей в сельском хозяйстве является — ликвидировать оппортунистическую политику центризма и взять уверенный курс на установление правильной классовой линии, ибо «без нормальных взаимоотношений между пролетариатом и крестьянством социалистическое развитие в нашей стране невозможно» (Л. Троцкий).
А. Изменение классовой линии в деревне.
Основными проявлениями ультралевой авантюры в деревне являются — отмена НЭПа, сплошная коллективизация и «центристская утопия ликвидации кулака как класса в 2-3 года на базе крестьянского инвентаря».
Отказавшись от этой линии, необходимо «вести твёрдую политику систематического ограничения эксплуататорских тенденций кулачества, следя за неизбежными процессами дифференциации как внутри колхозов, так и между колхозами, не отождествляя их с социалистическими предприятиями» («Проблемы развития СССР»).
2. Далее — в связи с прошедшим значительным ухудшением во взаимоотношениях между середняком и государством — поставить себе задачу на первое время нейтрализовать, а затем и завоевать середнячество на сторону социалистического пролетариата.
Имея в виду, что одним из элементов проверки политики «являются и политические настроения крестьянства» («Проблемы развития СССР»), — разработать систему мероприятий по ликвидации бюрократического произвола и введения революционной законности в деревне.
3. Имея в виду происшедшее в результате центристской политики нарушение доверия бедноты и батрачества к советской власти:
а) обратить наиболее серьёзное внимание на их обратное завоевание и на их превращение в действительную основу социалистического строительства в деревне;
б) организовать союзы бедноты в качестве опоры пролетариата в деревне;
в) укрепить батрацкие профсоюзы как основные базы пролетарского влияния в деревне.
Б. Реорганизация сельскохозяйственного производства.
1. Все появившиеся в результате политики последних лет новые хозяйственные образования требуют самого внимательного изучения и выработки мер по стимулированию в них развития производственных сил.
Хотя сегодняшние темпы коллективизации и обнаруживают колоссальную творческую силу пролетарской диктатуры, но вся политика центристского руководства и применявшиеся методы коллективизации неизбежно ведут к «большим отдачам и отступлениям» («Проблемы развития СССР»), свидетелями которых в начальной стадии мы уже являемся.
В связи с этим в порядке отступления с позиций авантюризма необходимо прежде всего:
а) объявить добровольность колхозного движения и «от сплошной коллективизации перейти к отбору, сосредоточив все силы и средства на наиболее устойчивых и жизненных колхозах» (Л. Троцкий).
б) «Перевести коллективизацию крестьянских хозяйств на рельсы действительной самодеятельности сельскохозяйственного пролетариата и деревенской бедноты и их союза со средним крестьянством» («Проблемы развития СССР»).
в) «Государственную программу колхозного строительства привести в соответствие с действительными результатами опыта и с наличными техническими и экономическими ресурсами» (“Проблемы развития СССР»).
г) Отменить все узаконения, благоприятствующие окулачиванию колхозов, и восстановить нормальный устав колхозов, распустив все лжеколхозы, не удовлетворяющие его требованиям.
д) Произвести чистку оставшихся колхозов от кулацких элементов.
е) В качестве первой ступени к обобществлению сельского хозяйства развивать и поддерживать кооперирование крестьянских хозяйств в области не только обмена и кредита, но и производства, путём предоставления финансовых и иных льгот простейшим производственным объединениям бедняков и середняков;
ж) Освободить бедноту, находящуюся вне колхозов, от сельхозналога и предоставлять ей кредитные льготы для развития её хозяйства.
2. В отношении совхозов необходимо принять следующие меры:
а) Количество совхозов и размеры их производства привести в соответствие с наличными техническими и экономическими ресурсами;
б) при реорганизации совхозов взять курс на их превращение в культурные, экономически эффективные и показательные хозяйства, способные доказать колхозному и единоличному крестьянству выгодность крупного производства.
В. Регулирование взаимоотношений госхозяйства с крестьянским хозяйством.
1. Руководящим принципом в этой области должен служить критерий смычки с крестьянством (НЭП) и на его основе должно быть произведено изменение всего хозяйственного режима в деревне.
2. Сюда относится, прежде всего, необходимость:
а) ликвидировать проводимую ныне продразвёрстку и восстановить свободу единоличного производителя в распоряжении излишками своего хозяйства, при условии государственного регулирования частной торговли и денежного обращения;
б) поставить основной задачей нашей политики в этой области подчинение мелкого производителя на основе рынка учёту и контролю пролетарского государства.
Только выполнение этой задачи даст возможность преодолеть рыночную стихию и, опираясь на ресурсы мирового хозяйства, развить техническую базу коллективизации;
в) взять курс на стимулирование мелкого товаропроизводителя через назначение ему известных минимальных, но точных обязательств перед государством — в форме продналога (пока не удастся смягчить диспропорцию между сельским хозяйством и промышленностью и укрепить расшатанную денежную систему, что даст возможность перейти к денежной форме обложения);
г) осудить сталинскую теорию, согласно которой, из колхозной торговли не может вырасти аграрный капитализм, и отвергнуть центристскую практику колхозной торговли, объявленной чуть [ли] не новым путём к социализму;
д) установить контроль над торговыми оборотами деревни и, в частности, колхозов, регулируя происходящее в более зажиточных колхозах накопление путём усиления налогов и оказания помощи обедневшим колхозам;
е) тщательно следить за кап[италистическими] тенденциями в современной деревне, за ростом дифференциации в колхозах и среди единоличников, которые, несомненно, должны усилиться в связи с допущением торговли.
[i] Роспуск
[ii] Тарифно-нормировочные бюро