В Политбюро ЦК РКП

(15 октября 1923 г.)

Чрезвычайная  серьезность положения  заставляет нас  (в интересах нашей партии, в интересах  рабочего класса)  сказать вам  открыто, что продолжение политики  большинства  Политбюро  грозит  тяжкими  бедами  для  всей партии. Начавшийся  с конца  июля этого года  хозяйственный и финансовый  кризис  со всеми вытекающими  из него  политическими, в  том числе  и внутрипартийными, последствиями  безжалостно вскрыл неудовлетворительность руководства партией как в области хозяйства, так и особенно в области внутрипартийных отношений.

Случайность,  необдуманность, бессистемность  решений  ЦК, не сводящего концов с концами в  области хозяйства, привели  к  тому,  что мы при наличии несомненных  крупных успехов в  области промышленности, сельского хозяйства, финансов и  транспорта, успехов, достигнутых  хозяйством страны стихийно, не благодаря,  а несмотря на  неудовлетворительное руководство,  или вернее, на отсутствие  всякого  руководства,  не   только  стоит   перед  перспективой приостановки этих успехов, но и перед тяжелым общеэкономическим кризисом.

Мы  стоим  перед  близящимся  потрясением  червонной   валюты,  которая стихийно  превратилась в основную валюту до  ликвидации бюджетного дефицита; перед  кредитным кризисом,  когда Госбанк без риска тяжкого потрясения более не может  финансировать не только  промышленность и  торговлю  промышленными товарами,  но  и   закупку  хлеба  для  экспорта;   перед  остановкой  сбыта промышленных товаров вследствие высоких  цен,  которые объясняются,  с одной стороны,  полным  отсутствием планомерного  организаторского  руководства  в промышленности,  с  другой  стороны,  неверной  кредитной  политикой;  перед невозможностью   осуществления    хлебоэкспортной    программы,   вследствие невозможности  закупать  хлеб;  перед   крайне  низкими  ценами  на  пищевые продукты, разорительными для  крестьянства и  грозящими массовым сокращением сельскохозяйственного  производства;  перед  перебоями  в  выдаче  зарплаты, вызывающими  естественное  недовольство  рабочих;  перед  бюджетным  хаосом, непосредственно создающим хаос в государственном  аппарате, –  революционные приемы сокращений при выработке бюджета и  новых явочных сокращений  при его реализации стали из  переходных мер постоянным  явлением, которое непрерывно сотрясает госаппарат и вследствие отсутствия плана в  сокращениях, сотрясает его случайно, стихийно.

Все  это   суть   некоторые  элементы  уже  начавшегося  хозяйственного кредитного и финансового кризиса. Если не  будут немедленно приняты широкие, продуманные,  планомерные  и  энергичные  меры,  если  нынешнее   отсутствие руководства  будет продолжаться,  мы  стоим  перед  возможностью  необычайно острого  хозяйственного  потрясения,   неизбежно  связанного  с  внутренними политическими  осложнениями и с полным параличом  нашей внешней активности и дееспособности. А последняя, как  всякому понятно, нужна  нам теперь больше, чем когда-либо, от нее зависят судьбы мировой революции и рабочего класса всех стран.

Точно так  же  в  области  внутрипартийных  отношений  мы  видим ту  же неправильность руководства, парализующую  и разлагающую партию, что особенно ярко сказывается во время переживаемого кризиса.

Мы объясняем  это не политической неспособностью нынешних руководителей партии: наоборот, как  бы мы  не  расходились с ними в оценке  положения и в выборе мероприятий к его  изменению, мы  полагаем, что нынешние руководители при всяких  условиях не могут не быть поставлены партией  на передовые посты рабочей  диктатуры.  Но  мы  объясняем  это  тем,  что  под  внешней  формой официального  единства  мы  на  деле имеем  односторонний  приспособляемый к взглядам  и симпатиям узкого кружка подбор людей  и направление действий.  В результате искаженного такими узкими расчетами партийного руководства партия в значительной степени перестает  быть тем живым самодеятельным коллективом, который  чутко  улавливает  живую действительность,  будучи  тысячами  нитей связанным  с  этой действительностью.  Вместо  этого мы наблюдаем все  более прогрессирующее,  уже  почти  ничем  не   прикрытое  разделение  партии   на секретарскую  иерархию и мирян, на  профессиональных партийных функционеров, подбираемых сверху, и прочую партийную массу,  не участвующую в общественной жизни.

Это  факт, который  известен  каждому  члену  партии. Члены  партии, не довольные тем или иным распоряжением ЦК или даже Губкома, имеющие на душе те или  иные сомнения,  отмечающие  про себя  те  или иные  ошибки, неурядицы и непорядки,  боятся  об этом  говорить  на партийных  собраниях,  более того, боятся  беседовать  друг  с  другом,  если  только  собеседник  не  является совершенно надежным человеком в  смысле  неболтливости: свободная  дискуссия внутри  партии фактически исчезла, партийное общественное мнение заглохло. В наше время не партия,  не широкие ее массы выдвигают и выбирают губкомы и ЦК РКП. Наоборот,  секретарская иерархия партии все в большей степени подбирает
состав  конференций  и съездов,  которые  все в  большей  степени становятся распорядительными совещаниями этой иерархии.

Режим,  установившийся внутри  партии, совершенно нестерпим, он убивает самодеятельность партии, подменяя партию подобранным  чиновничьим аппаратом, который действует  без отказа в нормальное время,  но который неизбежно дает осечки  в   моменты  кризисов   и   который  грозит   оказаться   совершенно несамостоятельным перед лицом надвигающихся серьезных событий.

Создавшееся положение объясняется тем, что объективно сложившийся после X съезда режим  фракционной диктатуры внутри партии пережил сам себя. Многие из нас сознательно пошли на непротивление такому режиму. Поворот 21-го  года, а  затем  болезнь  тов.  Ленина требовали,  по мнению некоторых  из  нас,  в качестве  временной меры диктатуры внутри партии.  Другие товарищи с  самого начала  относились к ней скептически или отрицательно. Как  бы то ни было, к XII  съезду  партии этот режим  изжил  себя.  Он  стал  поворачиваться своей оборотной стороной. Внутрипартийные  сцепы  стали  ослабляться. Партия стала замирать. Крайние оппозиционные,  уже  явно  болезненные   течения  внутри  партии  стали приобретать  антипартийный   характер,  ибо  внутрипартийного  товарищеского обсуждения наболевших вопросов не было. А такое обсуждение без труда вскрыло бы болезненный характер этих  течений как партийной массе, так и большинству их  участников.  В  результате – нелегальные  группировки,  выводящие членов партии за пределы последней, и отрыв партии от рабочих масс.

Хозяйственный кризис в Советской России и кризис фракционной  диктатуры в партии, в случае если бы создавшееся положение не было в ближайшем будущем радикально изменено,  нанесут тяжелые  удары рабочей  диктатуре в  России  и российской коммунистической  партии. С  таким  грузом  на  плечах  диктатура пролетариата  в России и гегемон  ее  – РКП  не  могут  не  войти  в  полосу надвигающихся новых мировых потрясений иначе,  чем  с перспективой неудач по всему фронту пролетарской борьбы. Разумеется, было бы на первый взгляд самым простым решить вопрос в том смысле, что сейчас ввиду  всей обстановки нет  и не может  быть места для постановки вопроса об  изменении  партийного курса, постановки в  порядок  дня новых и сложных задач и  пр.  и пр. Но совершенно очевидно, что такая точка зрения была бы позицией казенного закрывания  глаз на  действительное  положение, так  как вся  опасность в том и состоит,  что действительного   идейного  и   действенного   единства   —   перед   лицом исключительно  сложной  внутренней  и внешней обстановки –  нет. В партии ведется  борьба тем более ожесточенная, чем более глухо и тайно она идет. Если мы ставим перед ЦК  этот вопрос, то именно для того, чтобы дать  скорейший и наименее болезненный  выход  раздирающим партию  противоречиям  и немедленно поставить  партию  на  здоровую  основу.  Реальное  единство  в суждениях  и действиях   необходимы.  Надвигающиеся   испытания   требуют   единодушного, братского, совершенно сознательного, исключительно  активного, исключительно сплоченного действия всех членов нашей партии. Фракционный режим должен быть устранен, и это должны сделать в первую очередь его  насадители:  он  должен быть заменен режимом товарищеского единства и внутрипартийной демократии.

Дабы реализовать все вышеизложенное и принять необходимые меры к выходу из хозяйственного, политического и партийного  кризиса, мы предлагаем ЦК как первый и неотложный шаг созвать  совещание  членов  ЦК с  наиболее видными и активными работниками,  с тем чтобы  список приглашенных включил в  себя ряд товарищей, имеющих взгляды на  положение, отличные от  взглядов  большинства ЦК.

ПОДПИСИ К ЗАЯВЛЕНИЮ  В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП О ВНУТРИПАРТИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ  ОТ 15 ОКТЯБРЯ 1923 ГОДА

Е. Преображенский

Б. Бреслав

Л. Серебряков

Не соглашаясь с некоторыми  пунктами этого письма, объясняющими причины создавшегося  положения,  считая, что партия  подошла вплотную  к  вопросам, которые  не могут  целиком  быть  разрешены  практиковавшимися  до  сих  пор
методами, я вполне присоединяюсь к заключительному выводу настоящего письма.

А. Белобородов 11 октября 1923

С   предложениями   целиком  согласен,  хотя   с   некоторыми  пунктами мотивировки расхожусь.

А. Розенгольц

М. Альский

В  основном мысли  этого  обращения  разделяю.  Потребность  в прямом и откровенном  подходе  ко  всем  нашим  болячкам  так  назрела,  что  целиком поддерживаю   предложение   созыва   указанного   совещания,  дабы  наметить
практические пути, способные вывести из накопившихся затруднений.

Антонов-Овсеенко

A. Венедиктов

И. Н. Смирнов

Ю. Пятаков

B. Оболенский (Осинский)

Н. Муралов

Т. Сапронов

Положение  в  партии  и  международное  положение  такое,  что  требуют необычайного напряжения и единства партийных сил, больше, чем когда бы то ни было. Присоединяясь  к заявлению, рассматриваю его исключительно как попытку
воссоздания сплоченности в партии  и подготовки ее  к наступающим  событиям. Естественно, что  в настоящий момент не  может быть  речи о  внутрипартийной борьбе в  какой  бы то ни  было форме. Необходимо,  чтобы  ЦК трезво  оценил
положение и принял срочные  меры к устранению недовольства  внутри партии, а также беспартийных масс.

А. Гольцман 12 октября 1923

В. Максимовский 11 октября 1923

Л. Сосновский

Данишевский

П. Месяцев

Т. Хоречко

Не согласен с  рядом  оценок в  первой части заявления,  не согласен  с рядом  характеристик  внутрипартийного  положения.  В  то же  время  глубоко убежден, что состояние партии требует принятия радикальных мер, ибо в партии
в настоящее время не благополучно. Практическое предложение разделяю целиком.

А. Бубнов 11 октября 1923

A. Воронский

B. Смирнов

Е.Бош

И.Бык

В. Косиор

Ф. Локацков

С  оценкой  экономического  положения совершенно  согласен.  Ослабление политической  диктатуры  в  настоящий  момент считаю  опасным,  но освежение необходимо. Совещание нахожу совершенно необходимым.

Каганович

Дробнис

П. Коваленко

A. Е. Минкин

B. Яковлева

С практическим предложением вполне согласен.

Б. Эльцин

Подписуюсь с оговоркой тов. Бубнова.

М. Левитин

С теми  же оговорками  Бубнова подписываюсь, не разделяя ни  формы,  ни тона, факт которых тем более убеждает меня согласиться с практической частью данного заявления.

И. Палюдов

О. Шмидель

Н. Ваганъян

Ин. Стуков

А. Лобанов

Рафаил

C. Васильченко

Мих. Жаков

А. М. Пузаков

Н. Николаев

Так  как  в  последнее  время я  стоял  несколько в  стороне  от работы партийных центров,  поэтому воздерживаюсь  от суждения 2-х  первых абзацев в вводной части, в остальном согласен.

Аверин

Согласен с изложением  части хозяйственного  и политического  положения страны. Считаю,  что  в части, рисующей  внутрипартийное положение, допущено некоторое  сгущение.  Совершенно  необходимо  немедленно  принять  меры  для
сохранения единства партии.

И. Богуславский

Не вполне согласен с первой частью, в которой говорится о хозяйственном положении страны, последнее  действительно  очень  серьезно и требует к себе чрезвычайно внимательного отношения,  но  до  сих пор  партия  не  выдвинула
людей, которые сумели бы лучше руководить тех, которые до сих пор руководят. По вопросу же о внутрипартийном положении считаю, что во всем сказанном есть значительная часть правды, и считаю необходимым принять срочные меры.

Ф. Дудник

__________________________________________

Опубликовано в: Архив Троцкого: Коммунистическая оппозиция в СССР, 1923-1927. Т. 1. М., 1990.

leftresistance

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх